Ольга Владимировна Щукина

Инклюзивное образование

Закон об образовании

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с ОВЗ, создаются специальные условия. Доступность обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ обеспечивается «за счет использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставления услуг тьютора, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий».

Методические материалы

Методических рекомендаций по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья

Очередной пакет методических материалов по дистанционному образованию для обучающихся с ОВЗ

Методические рекомендации по дистанционному образованию для ОВЗ

9.02.2016 №07-719 — Методические рекомендации по специальной адаптации содержания образования в рамках реализации ФГОС для слепых и слабовидящих детей. Открыть

11.03.2016 №ВК-452/07 — Письмо Министерства образования и науки РФ «О введении ФГОС ОВЗ». Методические рекомендации по введению ФГОС ОВЗ. Открыть

29.03.2016 — Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья. Открыть

11.08.2016 №1789/07 —Письмо Минобрнауки России «О согласовании проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части регулирования вопросов образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья». Открыть

23.08.2016 №1788/07 — Инфографика введения ФГОС обучающихся с ОВЗ. Открыть.

Стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья: что изменится в российских школах с 1 сентября 2016 года. Открыть

В соответствии с пунктом 12 раздела 1 протокола заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов от 28 ноября 2018 г. № 19 специалистами ФГБОУ ВО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» разработаны организационно-методические рекомендации по использованию технологий, основанных на средствах и методах адаптивной физической культуры, в индивидуальных программах реабилитации инвалидов и детей инвалидов.Указанные организационно-методические рекомендации размещены на официальном сайте Минспорта Россииhttps://www.minsport.gov.ru/sport/paralimpic/otkrytye-vserossiysk/.Приложение на 231 л. в 1 экз. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ, ОСНОВАННЫХ НА СРЕДСТВАХ И МЕТОДАХ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ РЕАБИЛИТАЦИИ ИЛИ АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Методические рекомендации для образовательных организаций по определению условий организации индивидуальной профилактической работы для обучающихся с девиантным поведением.  Кроме того сообщаем, что федеральным ресурсным центром психолого-медико-педагогической комиссии разработаны методические материалы, которые размещены на сайте https://pmpkrf.ru/Приложение на 83 л. в 1 экз. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для образовательных организаций по определению условий организации индивидуальной профилактической работы для обучающихся с девиантным поведением

08.02.2019 № ТС-421/07 — инструктивное письмо Министерства просвещения Российской Федерации  «О направлении рекомендаций». О направлении рекомендаций

12 февраля 2019 г.  № ОС7141 — письмо первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке О.Н. Смолина об использовании специальных учебников, рекомендованных в соответствии с действующим Федеральным перечнем учебников к использованию при реализации адаптированных общеобразовательных программ, разработанных с учетом особенностей каждой нозологической группы обучающихся. О специальных учебниках

20 февраля 2019 № ТС-551/07 —  Инструктивное письмо Министерства просвещения Российской Федерации  «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью». О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

Методические рекомендации "Технологии инклюзивного образования", Л.В. Ровнова, директор МКУ ИМЦ г. Амурска

Данные рекомендации помогут социализировать подростков с ОВЗ и разработать СИПР:

  1. «Диагностический материал и методические рекомендации для проведения психолого-педагогического обследования детей с выраженным нарушением интеллекта, ТМНР при разработке СИПР». В рекомендации определены критерии оценки развития ребенка для коррекционных курсов по сенсорному и двигательному развитию и др.,  есть диагностические карты для обследования.
  2. «Методические рекомендации по проведению консультативно-диагностической работы <…> с семьями детей с выраженными нарушениями интеллекта и с ТМНР». В ней – аспекты полового воспитания: социальный, психологический, физиологический. Есть темы для индивидуальной работы педагога с учениками.
  3. «Вариативные модели успешной социализации лиц с выраженными нарушениями интеллекта и с ТМНР…». Размещены статьи:  как сформировать доступные трудовые навыки у подростков, примеры опыта работы с учениками, у которых расстройства аутистического спектра;  о принципах работы художественных, керамических и швейно-ткацких мастерских с примерами конкретных техник, по которым обучают педагоги;    о  направлениях трудовой занятости выпускников с ментальными нарушениями, чтобы приобрести социально-трудовые навыки.

Запись вебинаров